Регистрация права собственности на участки: процедура, документы

Земельным законодательством РФ предусмотрено, что только с момента получения свидетельства о праве собственности на земельный участок за ним закреплен владелец. Процедура оформления достаточно простая, но имеет свои отличительные черты и требования. Основные параметры, которые влияют: период получения земли (важен срок начала действия Земельного Кодекса РФ), вид деятельности на участке, а также недвижимости.

До того, как вступил в силу Земельный Кодекс РФ, регистрация права собственности на участки для частного пользования (видов деятельности, установленных законодательством), пожизненного владения и бессрочного пользования  оформляется по упрощенной схеме, которая базируется на документах (актах или свидетельствах) ранее предоставленных местными регистрирующими органами, администрациями.

Для тех, кому требуется регистрация права собственности на участки, которые оформляются сейчас, необходимо собрать определенный пакет документов в зависимости от инициации процедуры, и предоставить их в территориальный орган Росреестра или МФЦ. Комплект документов подается одинаковый, размер госпошлины, которую следует оплатить, также остается неизменным вне зависимости, куда решили обратиться.

Причины, которые требуют официальной регистрации права собственности на участки: процедура передачи по продаже/приобретению, обмену, дарственной, получению наследства, правопреемству, содержанию, решению суда или других государственных органов.

Документы на право собственности земельного участка

Для старта процедуры официального оформления требуется заявление гражданина или юридического лица, претендующего на землю. Оно заполняется сотрудником Росреестра или МФЦ. К заявлению прилагаются оригиналы и копии документов, которые определены законодательством. Перечень и информацию о правильности подачи предоставляет госрегистратор, к которому Вы обратились.

Документы на право собственности земельного участка подаются в бумажной или электронной форме (невозможно при обращении в МФЦ) вместе с заявлением лично, также — по почте. Перечень зависит от вида и субъектов сделки, основные из них:

  • заявление;
  • документ, подтверждающий личность заявителя или его представителя (в таком случае также подается доверенность);
  • решение органа исполнительной власти, если проводится регистрация земли на основании удовлетворения иска;
  • кадастровый паспорт на земельный участок;
  • при купле/продаже или других видах передачи права собственности предоставляется документ (договор) в 3-х экземплярах и акт приема-передачи земельного участка, что подтверждает выполнение условий сотрудничества, свидетельство о праве собственности продавца и документы, которые об этом свидетельствуют;
  • если один из участников сделки в браке, необходимо письменное согласие супруга или нотариальное заявление о том, что он в нем не состоит;
  • документ об оплате госпошлины;
  • согласно нововведениям в законодательстве представители Росреестра самостоятельно запрашивают учредительную документацию юрлиц по обращению за учетом объекта и регистрацией прав, но компания может предоставить требуемую информацию самостоятельно.

Свидетельство о праве собственности на земельный участок выдается на основе положительного решения госрегистратора, который проводит проверку на соответствие поданных документов нормам права и наличии необходимой документации. Установленный срок обработки поданной информации в Росреестре — семь рабочих дней, в МФЦ — девять.